Кроме нарушения эквивалентного соотношения функциональных групп и соответствующего понижения молекулярной массы полимера побочные реакции могут приводить также к изменению состава и структуры макромолекул. Так, образующийся имин с открытой цепью может участвовать в поликонденсации и входить в состав макромолекулы, нарушая регулярность ее строения. Вошедшая в состав полимера имино-группа может связываться с дикарбоновой кислотой и давать начало боковой цепи:[3, С.149]
Кроме нарушения эквивалентного соотношения функциональных групп и соответствующего понижения молекулярной массы полимера побочные реакции могут приводить также к изменению состава и структуры макромолекул. Так, образующийся имин с открытой цепью может участвовать в поликонденсации и входить в состав макромолекулы, нарушая регулярность ее строения. Вошедшая в состав полимера имино-группа может связываться с дикарбоновой кислотой и давать начало боковой цепи:[3, С.152]
Рис. 5. Зависимость доли эластически активных цепей от соотношения функциональных групп при поликонденсации диэпоксида с диаминами (глубина реакции предельная)[9, С.128]
Эти факты свидетельствуют о том, что причиной нарушений соотношения функциональных групп реагентов является связывание бором части гидроксильных групп и исключение их из реакции. При этом в процессе синтеза полиуретанов, в частности при сушке смеси полиолов, состав олигоборатов, по-видимому, изменяется в сторону преимущественного образования продуктов этерифика-ции с менее объемной структурой — боратов низкомолекулярных полиолов (бутандиола и триметилолпропана).[10, С.13]
Для получения полимерии более высокого молекулярного веса необходимо, во первых, удалять из системы цизкомо-лекуляряые побочные продукты и, во-вторых, применять строго эквивалентные соотношения функциональных групп (т е. исходных веществ). Избыточное количество одною из исходных веществ всегда приводит к образованию пизкомолекулярных продуктов. Так, при взаимодействии фенола ньчи крезола с й.^ьлсгидамн при десятикратном избытке фенола образуется только диоксифенилметан (высокомолекулярные продукты не образуются). На рис. 2 показано плияние избытка компонентов реакции на молекулярный вес полимера.[4, С.51]
Для получения полимерои более высокого молекулярного веса необходимо, во первых, удалять из системы пизкомо-лекулярные (юбочные продукты н, во-вторых, применять строго эквивалентные соотношения функциональных групп (т е. исходных веществ). Избыточное количество одною из исходных веществ всегда приводит к образованию пизкомолекулярных продуктов. Так, при взаимодействии фенола или крезола с альдегидами при десятикратном избытке фенола образуется только диоксифенилметан (высокомолекулярные продукты не образуются). На рис. 2 показано влияние избытка компонентов реакции на молекулярный вес полимера.[8, С.51]
Изучение процесса сшивания сополимера стирола с аллиловым спиртом бис-хлорангидридами дикарбоновых кислот [24] показало, что степень циклизации также увеличивается с уменьшением длины цепи сшивающего агента и не зависит от соотношения функциональных групп GOG1 : ОН. Степень циклизации определяли по сдвигу точки гелеобразования от расчетной. Зависимость этой величины от степени разбавления системы позволяет предположить, что основной причиной обрыва цепи развития сетки является циклизация.[9, С.111]
В соответствии с уравнением (1. 12) при линейной поликонденсации степень полимеризации образующегося продукта теоретически должна бесконечно увеличиваться с ростом q. Однако практически достичь степени полимеризации, превышающей 103, очень трудно. Одна из причин этого — трудность соблюдения строгих стехиометрических соотношений реагирующих функциональных групп из-за присутствия примесей и протекания побочных реакций. При отсутствии стехиометрического соотношения функциональных групп, если Са < Сь, то средняя степень полимеризации определяется по уравнению[2, С.34]
Как мы уже говори ти, сети в реакции поликонденсацин участвуют мономеры с тремя и большим числом функциональных. групп, то образуются разветвленные или сшитые структуры, Трехмерная поликонденсация характеризуется то кой гелеобра зования (момент образования нерастворимого полимера). Степень превращения в точке гелеобразования определяется функциональностью мономера. Связь между гелеобразованнем и степенью завершенности реакции х может быть установлена на основании уравнения Карозерса Д1Я эквимолыюго соотношения функциональных групп1[5, С.152]
конденсации из реакционной зоны снижают давление в реакторе. Следует учитывать, что повышение температуры поликонденсации и создание высокого вакуума могут повлечь за собой частичное удаление более летучего непрореагировавшего исходного компонента. Это приведет к нарушению эквивалентного соотношения функциональных групп в реакционной смеси, следствием чего явится уменьшение молекулярного веса получаемых полимеров.[1, С.165]
полимерной молекулой и исходными компонентами, так и между отдельными макромолекулами вплоть >,о установления равновесия, определяемого выбранными условиями процесса. Законченный при данных условиях процесс полиэтерификации можно продолжить, изменив условия таким образом, чтобы равновесие было смещено в сторону дальнейшего протекания реакции этерифи-кации. Это достигается, например, восстановлением эквивалентного соотношения функциональных групп в реакционной смеси, повышением температуры реакции или применением более глубокого вакуума (для более тщательного удаления низкомолекулярных продуктов реакции).[1, С.420]
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА СТУДЕНТАМ!!! Задачи по теоретической механике из сборника курсовых работ под редакцией А.А. Яблонского, Кепе, Диевского. Быстро, качественно, все виды оплат, СМС-оплата.
А также: Готовые решения задач по теормеху из методичек Тарга С.М. 1988 и 1989 г. и задачника Мещерского. Решение любых задач по термеху на заказ.
Если Вам нужны решения задач по Физике из методички Чертова А.Г. для заочников, а также решебнки: Прокофьева, Чертова, Воробьёва и Волькинштейна. Решение любых задач по физике и гидравлике на сайте fiziks.ru
Что самое приятное на любом из этих сайтов Вы можете заказать решение задач по другим предметам: химия, высшая математика, строймех, сопромат, электротехника, материаловедение, ТКМ и другие.