Трение эластомеров относительно различных твердых поверхностей играет как положительную, так и отрицательную роль. Положительную— при фрикционной передаче, фрикционных тормозах, в транспортной и ременной передачах. Отрицательную — при работе подвижных уплотнений, подшипников и т. д. В первом случае трение имеет место либо при практически неподвижном контакте, либо при малых скоростях скольжения v, не приводящих к заметному разогреву и износу. Во втором случае трение стремятся снизить применением смазочных материалов, что позволяет применять резиновые подшипники при больших скоростях. Кроме того, трение играет важную роль в процессах изготовления изделий из резины (прессование, штамповка, шприцевание, вальцевание и каландро-вание резиновых смесей).[3, С.367]
Так как полимерные материалы часто используются в узлах трения и в качестве покрытий, большое практическое значение имеет изучение механизмов их трения и износа. Процессы трения низкомолекулярных 'твердых тел и полимеров при разных температурах имеют и общие черты, и существенные отличия. Наиболее специфично проявляется трение у полимеров, находящихся в высокоэластическом состоянии. Существенная зависимостьхарактера изменения силы трения при разных скоростях скольжения свидетельствует о релаксационном характере этого процесса. Важное значение имеет правильный учет площади фактического контакта при изменении взаимного расположения трущихся поверхностей. Наиболее резкие изменения трение претерпевает в областях кинетических (стеклование, размягчение) и фазовых (кристаллизация, плавление) переходов, что связано с изменением его механизма. Трение полимеров всегда связано с их износом. При этом износ может рассматриваться как процесс, характеризующий усталость поверхностных слоев полимеров (аналогично тому, как длительное разрушение характеризует объемную усталость). Механизмы износа твердых полимеров и эластомеров, как и характер их внешнего проявления, существенно отличаются.[3, С.384]
Результаты, полученные при разных скоростях скольжения Фломом и Порайлом, сведены в табл. 6. Как установили Кинг и Табор3, если поверхности не скользили при высокой скорости, зависимости коэффициента трения от температуры в интервале 16—18° не наблюдается.[12, С.43]
В присутствии наполнителя при малых скоростях скольжения коэффициент трения несколько выше, а при больших скоростях — ниже, чем коэффициент трения чистого фторопласта-4 по стали.[6, С.127]
В узлах трения, работающих при кратковременных эпизодич. нагрузках и малых скоростях скольжения, наряду с метал лич. втулками применяют в гулки из ио-ликапролактама. Такие втулки, работая без смазки, меньше изнашиваются (срок их службы в два раза больше) и не вызывают износа и повреждений сопрягающихся с ними стальных деталей. Кроме того, себестоимость их вдвое меньше. Срок службы горизонтальных и вертикальных скользунов из пластмассы в опорах кузова вагона на тележках в 3—4 раза выше, чем стальных и чугунных, а себестоимость и трудоемкость изготовления соответственно в 1,5 и 10 раз меньше. Использование «сухарей» буксовых гасителей колебаний, выполненных из пластмасс (вместо закаленной стали 45), в конструкции фрикционных амортизаторов подвески кузова вагона повышает срок службы всего узла в 2—3 раза.[7, С.492]
В узлах трения, работающих при кратковременных эпизодич. нагрузках и малых скоростях скольжения, наряду с металлич. втулками применяют втулки из по-ликапролактама. Такие втулки, работая без смазки, меньше изнашиваются (срок их службы в два раза больше) и не вызывают износа и повреждений сопрягающихся с ними стальных деталей. Кроме того, себестоимость их вдвое меньше. Срок службы горизонтальных и вертикальных скользунов из пластмассы в опорах кузова вагона на тележках в 3—4 раза выше, чем стальных и чугунных, а себестоимость и трудоемкость изготовления соответственно в 1,5 и 10 раз меньше. Использование «сухарей» буксовых гасителей колебаний, выполненных из пластмасс (вместо закаленной стали 45), в конструкции фрикционных амортизаторов подвески кузова вагона повышает срок службы всего узла в 2—3 раза.[10, С.490]
Большое применение нашли полиэфирные смолы и в качестве пластификаторов [169, 784—806], Так, они применяются для пластификации поливинилхлорида [784, 790, 791, 796, 800, 801],. эфиров целлюлозы [788, 793, 795, 804], хлоркаучука [169, 796] и. других полимеров. Полиэфиры разнообразного строения применяются в качестве составных частей в смазочных составах [807— 827], используемых при высоких скоростях скольжения [810] в авиамоторах [813, 820], подшипниках [825], и т. п. Смолы полиэфирного типа применяются для пропитки различных материалов с целью придания им пониженной слипаемости, устойчивости к действию световых и химических агентов, моли [828—835]. Полиэфирные смолы применяются в радио и телевидении [836, 837], в электропромышленности [194, 838—855], при изготовлении телефонной аппаратуры [856]. Термореактивные полиэфирные смолы, отверждающиеся при нормальной температуре, применяются для производства моделей, стержней, форм в керамической промышленности [857], облицовки труб и барабанов [858].[11, С.31]
По мере уменьшения шероховатости твердой подложки при данной скорости скольжения отчетливо проявляется эффект повышения жесткости эластомеров. При этом жесткость в условиях постоянства температуры изменяется из-за изменения частоты деформирования выступов поверхности твердой подложки при их встрече в процесс скольжения. На температурных зависимостях коэффициента трения скольжения (при постоянных частоте или скорости скольжения), как и на его зависимостях от скорости скольжения (при постоянной температуре), возникают в основном два максимума, имеющих релаксационную природу. Один из них — (при скоростях скольжения v порядка 10 м/с) обусловлен адгезией, а второй (при v = 40-^60 м/с) имеет гистерезисную природу.[3, С.358]
Рис. 13.3. Зависимость силы трения от температуры в области размягчения полимеров при разных скоростях скольжения (vi>v2)[3, С.366]
Аман применяют в основном для изготовления втулок подшипников скольжения, работающих при средних нагрузках 0,2—2 Мн/м* (2—20 кгс/сж2) и скоростях скольжения до 4 м/сек, а также в сепараторах подшипников качения.[8, С.102]
Аман применяют в основном для изготовления втулок подшипников скольжения, работающих при средних нагрузках 0,2—2 Мн/м* (2—20 кгс/см2) и скоростях скольжения до .4 м/сек, а также в сепараторах подшипников качения.[9, С.99]
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА СТУДЕНТАМ!!! Задачи по теоретической механике из сборника курсовых работ под редакцией А.А. Яблонского, Кепе, Диевского. Быстро, качественно, все виды оплат, СМС-оплата.
А также: Готовые решения задач по теормеху из методичек Тарга С.М. 1988 и 1989 г. и задачника Мещерского. Решение любых задач по термеху на заказ.
Если Вам нужны решения задач по Физике из методички Чертова А.Г. для заочников, а также решебнки: Прокофьева, Чертова, Воробьёва и Волькинштейна. Решение любых задач по физике и гидравлике на сайте fiziks.ru
Что самое приятное на любом из этих сайтов Вы можете заказать решение задач по другим предметам: химия, высшая математика, строймех, сопромат, электротехника, материаловедение, ТКМ и другие.